ООО ЭнергоЗолоРесурс  реализация золошлаковых материалов и золы уноса. Наша работа – забота о будущих поколениях.
 

Строителям автомобильных дорог и асфальтовым заводам

При строительстве автомобильных дорог золы-унос используют для устройства укрепленных дорожных оснований и покрытий в качестве активной гидравлической добавки, т.е. активного компонента смешанного вяжущего в сочетании с цементом или известью, и самостоятельного медленнотвердеющего вяжущего, а золошлаковый материал из отвалов − для сооружения насыпей земляного полотна и малоактивной гидравлической добавки в сочетании с цементом при укреплении грунтов, на дорогах III–V категорий.
Целесообразность применения золы-уноса и золошлакового материала устанавливается в каждом отдельном случае на основе технико-экономического обоснования с учетом качества ЗШМ, дальности их перевозки и стоимости, экономии цемента и других факторов. Критерием оценки пригодности ЗШМ для возведения основания дорожного полотна является морозоустойчивость, характеризующаяся величиной их относительного морозного пучения, представляющей собой отношение вертикальной деформации пучения при промораживании образца к его первоначальной высоте, выраженной в процентах.
Золошлаковый материал и золы-унос, которые используются для возведения насыпей дорожного полотна, должны обеспечивать последним необходимую устойчивость и прочность. В зависимости от величины степени морозоустойчивости их классифицируют на непучинистые − менее 1 %, слабопучинистые − 1…3 %, пучинистые − 3…10 %, очень пучинистые − более 10 %.

ЗШМ, величина относительного морозного пучения которых не более 3 %, применяют для возведения насыпей земляного полотна без ограничений, при величине морозного пучения от 3 до 10 % их допускают для отсыпки земляного полотна с обязательным осуществлением комплекса мероприятий по обеспечению его устойчивости. Золошлаковый материал с величиной относительного морозного пучения более 10 % для возведения насыпей земляного полотна не используют.
Золы-уноса от сжигания бурого и каменного угля, торфа и сланцев, применяемые для укрепления грунтов в качестве самостоятельного вяжущего или активного компонента смешанного вяжущего, должны отбираться непосредственно от электрофильтров или циклонов и отвечать следующим требованиям:

Нормируемые показатели Требования к золе-унос
Самостоятельное медленнотвердеющее вяжущее Активный компонент смешанного вяжущего с
цементом известью
Содержание свободного СаО, мас. % Не менее 8 Не более 4
Удельная поверхность, м2/кг Не менее 300
Содержание сернистых и сернокислых соединений (в пересчете на SО3), мас.
%
Не более 6 Не более 3
Потери массы при прокаливании, мас. % Не более 5 Не более 10 Не более 10

Содержание сернистых и сернокислых соединений в золах-унос горючих сланцев, применяемых в качестве самостоятельного медленнотвердеющего вяжущего, допускается как исключение в количествах, не превышающих 10 %. Зола-унос в составе смешанного вяжущего (20…30 % цемента и 70…80 % золы) должна выдерживать испытание на равномерность изменения объема. При устройстве оснований дорожных одежд на дорогах III–V категорий и покрытий на дорогах IV–V категорий допускается применять золы-унос с удельной поверхностью не менее 160 м2/кг, если содержание в них свободного СаО, сернистых и сернокислых соединений и потери массы при прокаливании соответствуют указанным требованиям.

При укреплении различных крупнообломочных и песчаных грунтов золами-унос, применяемыми в качестве самостоятельного вяжущего, содержание свободного СаО в золах допускается не более 15 %, а при укреплении цементом песчаных и супесчаных грунтов, а также крупнообломочных грунтов неоптимального состава, допускается применять золу-унос или золошлаковый материал, не отвечающие требованиям в таблице выше. При этом зола-унос и золошлаковый материал должны содержать более 60 % частиц размером менее 0,071 мм и не более 5 % частиц размером крупнее 2 мм, а потери массы при прокаливании − не более 10 %. Удельная поверхность сланцевой золы для обработки грунтов при устройстве оснований дорожных одежд на дорогах II−III категорий должна быть не менее 200 м2/кг. При устройстве оснований на дорогах IV−V категорий или морозозащитных слоев и верхних слоев земляного полотна на дорогах всех категорий может быть использована сланцевая зола с удельной поверхностью не менее 120 м2/кг.
Золы-унос и золошлаковый материал могут использоваться также в качестве минеральных порошков в составе пористого, высокопористого и плотного асфальто-бетона II и III марок. При этом они должны удовлетворять следующим требованиям:

зерновой состав, не менее: фракция менее 1,25 мм – 95 %, фракция менее 0,315 мм – 80 %, фракция менее 0,071 мм – 60 %; пустотность – не более 45 %;

водостойкость образцов из смеси золошлаков с битумом – не менее 0,6;

показатель битумоемкости – не более 100 г;

потери массы при прокаливании – не более 20 %;

содержание активных СаО + МgО – не более 3 %;

содержание водорастворимых соединений – не более 6 %.